...Есть на что посмотреть!

Наш адрес:
Россия, Пермь, ул. Рабочая, 1
Тел: (342) 220-33-33, 220-33-14, 238-14-55.
VU59@mail.ru

О компании
История витража
Технологии
Продукция
Материалы
Услуги
Цены
Дополнительная информация

История витража

Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла". Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются VII веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из Лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.

История витражного дела на Руси.

Древняя Русь, приняв от Византии христианство, следовала уже установившемся канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до ХII века витражи применялись в убранстве некоторых церквей. По различным источникам собраны отдельные факты об использовании цветных оконных стекол в русских постройках как культового, так и гражданского назначения в "до монгольский период". Эти опыты декоративного полихромного остекления были эпизодическими, не нашли продолжения в практике древнерусского строительства и не оказали никакого влияния на приемы оформления оконных плоскостей в русских постройках. В Древней Руси витражи не нашли применения как из-за природно-климатических условий, так и иной, чем в средневековой Европе пространственной организации храма. Кроме того, православная традиция запрещала писать иконы на "стекле" из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.

Запретов на использование разноцветного оконного стекла в светских сооружениях не было, и применение витражей в этом случае зависело лишь от возможностей русского стеклоделия и импорта. Стекло было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в зажиточных русских домах закрывались другими полупрозрачными материалами: рыбьим пузырем, промасленной бумагой, слюдой.

Слюдяные оконницы, собранные из различных по размерам кусков слюды, иногда с ажурными накладками из олова или жести и подкладками из цветной бумаги или ткани своим внешним видом напоминали витражи, выполненные способом мозаичного набора. Источники свидетельствуют и о существовании расписных слюдяных оконницы с изображениями людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Такие оконницы можно считать аналогами живописных западно-европейских витражей. Сравнительный анализ русских и западно-европейских гравюр, изображающих жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII вв., позволил сделать вывод, что иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как тип декоративного остекления, равноценный европейским витражам.

Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стёкла - смальты - для набора витражей. В XV- в. начинается бурный рост производства стекла в Италии, Германии, Чехии. В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его стекольный завод успешно работал, основным направлением производства была посуда. Стекло в окнах было такой редкостью, что исследователи могут перечислить поименно его потребителей. Еще большая редкость - цветное остекление. Оно существовало в доме князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина. По материалу и технике исполнения, типу изображения это - полноценные наборные витражи. Расписные стекла также встречались в окнах домов русской знати XVII века: в Коломенском дворце и "Крестовой палатке" патриарха Филарета.

К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский "Измайловский" на котором варили "стекло красное для палат Государевых" и расписывали его красками и золотом. Декоративные возможности цветного остекления на тот период были вполне оценены людьми, стремившимися познать бытие во всей его полноте. Среди расписанных "травами муравчатыми" стен и потолков, блестящих полихромными изразцами печей, узорчатых ковров на полах, обитых тканями косяков и ставен в интерьерах богатых палат только окна оставались бесцветными пятнами. Разноцветные стекла или собранные в определенный узор пластины слюды дополняли обстановку роскошной жизни аристократии ХVII столетия. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения.

Таким образом установлено, что витражи в древнерусской архитектуре встречались исключительно редко и находились в домах лиц, принадлежащих к высшим кругам русского общества.

Реформы первой четвери XVIII века, европеизация культуры предопределили развитие в России ранее неизвестных ремесел и искусств. Основы для развития искусства витража в следующем, XIX столетии, были заложены в петровскую эпоху организацией производства стекла. Видимый спрос на разноцветное остекление в первое столетие существования Петербурга отсутствовал: строящейся столице требовалось обычное оконное стекло. Однако источники свидетельствуют, что импорт витражей все же существовал. Достоверные сведения об этом относятся к середине XVIII столетия. М. В. Ломоносов в рапорте 1751 г. в Академию наук предлагал "делать на стеклянных заводах ... также и оконничные цветные стекла, каковых знатное число из Италии через здешний [петербургский] порт в Персию провозят...". Однако дальше этого предложения дело не пошло: в середине XVIII века Усть-Рудицкая фабрика была единственным предприятием в стране по изготовлению цветного стекла и не могла заменить весь импорт.

Самые ранние сведения о витражах в русских постройках нового времени относятся к периоду царствования Екатерины II. В последней трети XVIII века в столице и подражающей ей провинции был возведен ряд псевдоготических зданий с полихромными оконными стеклами. Первыми среди "готических затей" с витражами были проекты и сооружения архитектора Ю. М. Фельтена..

Насильственно прерванная в 1917 году история витражного искусства не была продолжена в России в 1920-е годы: архитекторы-конструктивисты отказались от использования цветного остекления.

В 1930-е годы в России "возродился" классический витраж. В нем, как и во всем советском искусстве, долгое время господствовали принципы социалистического реализма.

В наши дни используются все известные технологии (ссылка на сайте, в раздел технологии)

В подготовке главы использованы материалы автореферата диссертации Волобаевой Т.В. "Витраж в русской культуре. Санкт-Петербург и его памятники". 1999 год.

  • Продажа витражей
  • Галерея витражей
    выполненные работы


    Ниши


    Окна


    Двери


    Перегородки


    На главную | О компании | История витража | Технологии | Продукция | Материалы | Услуги | Цены | Дополнительная информация


    © Дизайн Н. Маркалова 2005
    При использовании материалов сайта ссылка на ООО "Витражи Урала" обязательна.
    Комментарии и предложения по сайту