...Есть на что посмотреть!

Наш адрес:
Россия, Пермь, ул. Рабочая, 1
Тел: (342) 220-33-33, 220-33-14, 238-14-55.
VU59@mail.ru

О компании
История витража
Технологии
Продукция
Материалы
Услуги
Цены
Дополнительная информация

Технологии

Старые технологии

Если говорить о витражной технике более подробно, то процесс изготовления расписных окон включал следующие этапы.

Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала, витражист переходил к главной части работы. Витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами.

Окраска производилась в ходе изготовления самого стекла, в специальных цехах, когда в расплавленную массу добавлялись окислы различных металлов: отсюда возник термин - окрашенное в массе стекло. Для получения различных оттенков могли использоваться как окислы отдельных металлов, так и комбинированные. Например, для получения чистого синего цвета использовалась окись кобальта, но для окраски стекла в темно-синий окись кобальта соединяли с окисью марганца. Медь или железо применялись для получения зеленых оттенков; желтые оттенки давали марганец или железо. Красный получали при помощи окислов марганца с добавлением в незначительных количествах железа или меди.

Перед сборкой разрезанных стеклянных фрагментов они подвергались дополнительной обработке. Дополнительно на стеклянный набор с помощью кисти наносились штрихи черно-коричневой краски, лаконично моделирующие лица, руки, складки одежд, после чего расписное стекло вновь подвергалось обжигу. Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами, фиксировалась на гладкой поверхности стекла. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками.

Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но затем в среде придворных французских живописцев, а согласно другим источникам, в Англии, была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Это новшество быстро распространилось в соседние страны. Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. Ее всегда наносили на внутреннюю поверхность стекла; при обжиге она сплавлялась со стеклом и давала прозрачную золотисто-желтую окраску. Серебряная протрава в зависимости от содержания количества серебра, температуры обжига, восприимчивости стекла меняла тональность от светло-желтой до оранжевой. Эта новая техника позволяла исполнять многие фрагменты композиций без включения новых кусков, соединенных тягами.

После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем, имеющим форму положенной на бок буквы "Н". Получали их отливкой по шаблону. В 15 веке эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. Мягкие свинцовые полоски, легко принимавшие форму контуров стекла, спаивали друг с другом, и они образовывали сетчатую несущую конструкцию, в которой удерживались все фрагменты витража. Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой железной арматурой и вставляли в оконную раму.
Пример.

Плёночные технологии

Если Вы не имеете оборудования для пескоструйной обработки, но Вам обязательно нужно получить эффект пескоструйки, то это то, что нужно для Вас. На таких материалах, как стекло или зеркало с помощью пленок Вы сможете добиться почти полной имитации пескоструйной обработки.

В отличие от травления или традиционной пескоструйки - достаточно дорогих и капризных процессов - имитация с помощью самоклеящихся пленок удивительно дешева и технологична. Подчас имитация современными материалами настолько хорошо повторяет прототип, что даже вплотную разглядывая узор трудно понять, что тут на самом деле.

В мировой практике пленки для имитации пескоструйного матирования (sandblast effect) хорошо известны, они предназначены для резки на специальных режущих плоттерах для последующей аппликации изображений на листовое стекло.

Есть несколько типов пленок, недорогие имеют белую шелковисто-матовую поверхность, более дорогие обладают более шероховатой поверхностью со слегка серебристым отливом, почти идеально повторяющим реальную шершавую поверхность обработанного стекла. Есть плёнки с эффектом искрящегося матового стекла.

Для нанесения пленки не требуется вынимать стекло, как при пескоструйной обработке. Этот материал был по достоинству оценен дизайнерами и пользуется заслуженной популярностью. Великолепно смотрится на любых стеклянных поверхностях, отлично имитируя пескоструйную обработку стекла.
Пример.

Химическое травление и матирование

Этот процесс основан, на свойствах паров плавиковой кислоты взаимодействовать со стеклом, образуя нерастворимые соли. В зависимости от режима обработки, травление позволяет получить на незащищенных кислотостойкой мастикой местах, как равномерно матовый, так и прозрачный, с различной глубиной обработки, рисунок. Данный процесс очень трудоемок и длителен, поэтому, как правило, используется только для декорирования дорогостоящих высокохудожественных изделий.

На современном этапе все большее применение находят пасты и жидкости для матирования, которые более безопасны в работе. Для получения качественного рисунка используют самоклеющуюся пленку с вырезанным рисунком на плоттере. Такую защитную плёнку можно закрепить на различных по форме витражах. При работе с пастами и жидкостями необходим определенный опыт для получения равномерности матирования.
Пример.

Роспись по стеклу безобжиговыми красками

Роспись холодным способом осуществляется при использовании лаковых красок, не закрепляемых потом обжигом, поэтому такие росписи малоустойчивы. По сравнению с другими материалами стекло обладает поверхностью, не имеющей пор. Поэтому живопись обычными красками (например, масляными) в этом случае малопригодна. Такая живопись легко стирается, особенно при частом мытье стекла. Кроме того, на стекле она выглядит грубой и чужеродной.

Для нанесения живописи на изделия из стекла применяют краски, принятые называть силикатными или минеральными. Они представляют собой смеси жаростойких минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами - флюсами. В отличие от органических красителей силикатные краски обладают высокой устойчивостью против действия света, яркостью, разнообразием цветов и долговечностью.

Обычно по химическому составу и температуре плавления флюсы делят на свинцовые, боросиликатные, щелочные и боросвинцовые. Однако, такое производство сложно и дорогостояще.

Поэтому и была предпринята попытка разработать методы декорирования стекла более простыми способами, не требующими специального оборудования, специальных помещений, капиталовложений.
Пример.

Технология "Plastic Lead"

Более современная технология лаковых красок и полимерных покрытий это технология "Plastic Lead", визуальный эффект достигается за счет того, что контур витража рельефен и имитирует свинцовый профиль. Вместе с тем, специалисты-разработчики технологии "Plastic Lead" гарантируют, что материалам, используемым при создании витражей, не страшны ни ультрафиолетовое излучение, ни какие-либо другие воздействия окружающей среды. Даже если витраж размещен на открытом воздухе, срок его службы исчисляется не годами, а несколькими десятилетиями.

С помощью технологии "Plastic Lead" можно нанести витражный рисунок на любую плоскую поверхность. Полимерный контур и цветные лаки заливки, составляющие витражный рисунок, застыв, образуют на поверхности носителя неудаляемый слой, устойчивый к вибрации и механическим воздействиям.
Пример.

Пескоструйная обработка

Это традиционная технология декорирования стекол, основанная на механической обработке поверхности стекла воздушной струей с частичками абразива чаще всего используют песок. Получаемые при этом матовая поверхность или рисунок может иметь различную зернистость и глубину обработки. Повсюду, где абразив контактирует с поверхностью, он разрушает полированную поверхность стекла. Если при обработке стекла воздушно - абразивной струёй в несколько слоёв использовать шаблоны или трафареты, то можно получать практически любые по сложности рисунки и надписи не только в плоскости. Добиваясь трехмерного изображения последовательной обработкой и сменой шаблонов и трафаретов придавать витражу глубоко - рельефную структуру.

Для предотвращения загрязнения обработанной поверхности или рельефа, используют специальные химические не токсичные составы, придающие обработанной поверхности гидрофобные (водоотталкивающие) свойства. Для цельностеклянных дверных полотен, подвергаемых последующему термическому закаливанию, как правило, применяется метод химического травления.
Пример.

Аппликативная технология Overlay

В настоящее время нет единого названия данной технологии, каждый интерпретирует по своему: технология "Классика", пленочных витражей, псевдо -витражей, имитационных витражей и т.д. Вам предлагаем самим выбрать то, которое нравиться. Мы постараемся более полно рассказать об этой технологии.

Более распространенным в России является технология компании Decra Led, полное название английской компании Decra Led North Western Lead Company Ltd ® адрес в сети: www.decraled.co.uk

Более распространенным в мире американская технология SGO, полное название Stained Glass Overlay адрес в сети: www.stainedglassoverlay.com

На едином листовом стекле свинцовой лентой выкладывается рисунок, согласно подготовленным в натуральную величину трафаретам. Далее наносится специальное, многослойное, устойчивое к UF излучению покрытие. Согласно палитре имеющей более двухсот цветов и фактур. Места стыков покрытий закрываются свинцовой лентой. Стыки свинцовых лент могут обжиматься или паяться паяльником. Свинцовые ленты имеют различный профиль в сечении и цвет.
Пример. Пример

Роспись по стеклу обжиговыми красками

Роспись с помощью прижигаемых красок или роспись эмалью имеет древнее происхождение. Техника живописи по стеклу сложна тем, что из-за прижигания краски изменяют свой цвет. Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. Обычно расписываются детали в витражах. Использование только этой техники создает впечатление свежести акварели. Краски, после нанесения их на стекло, закрепляются в печи при высокой температуре 450-500°С, становясь при этом очень прочными и невосприимчивыми к выгоранию. При применении этой технологии витраж становится более дорогим, но в результате стекло выглядит по-настоящему элитным и тонко декорированным.

Фацетирование

Простое стекло может подвергаться фацетированию. Фацетирование - это специальная обработка кромки стекла, как правило, производится в четыре этапа - грубое шлифование, чистовое шлифование, предварительное полирование и полирование.

Обычно для фацетирования используют флоат-стекло. Наиболее ценными являются фигурные фацетные вставки красивых криволинейных плоскостей с высокой точностью обработки. В витражах используются как отдельные фацетные элементы, так и целые фацетные гарнитуры которые можно выбрать по каталогу.
Пример.

Фьюзинг

Фьюзинг (от английского слова fuising - плавление, слияние) в отличие от "тиффани", древняя техника в которой не используются металлические перегородки. Рисунок выкладывают, как мозаику, на цельном куске стекла, так называемой "подложке". Детали рисунка вырезаются мастером, также , как и для классического витража. На подложке они фиксируются, в соответствии с эскизом, специальным клеем. Затем, будущий витраж помещается в печь, и обжигается, при температуре около 850°С.

В соответсвии с дизайнерским замыслом выбирается время и температурный режим обжига, от которых зависит степень рельефности и четкости линий витража. Фьюзинг позволяет создавать и размытые, "акварельные" картины, и графитные рисунки. В этой технике можно успешно имитировать живопись. Также, при обжиге, стекло можно выгнуть по специальной форме , что очень обогащает витражную технику.

Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи выполненные по технологии "фьюзинг", могут иметь различную форму, толщину и фактуру.
Пример.

Моллирование

Cложная, дорогостоящая, но очень эффектная техника. Применяется, в основном, для создания рельефных декоративных вставок в классический витраж. При использовании этой технологии можно придавать стеклу практически любую форму. Для создания рельефа, стекло кладется на гипсовую, скульптурную форму и обжигается. Обжиг может проходить в несколько этапов, так как каждый рельеф, даже при использовании одного вида стекла, требует индивидуального подбора режима нагрева. Кроме того, всегда есть риск, что стекло или форма, лопнут при нагревании, или охлаждении.

Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии малирования:

  • комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее;
  • огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже.

Тиффани

Витражи Тиффани названы так в честь знаменитого американского декоратора Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933г.г.), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Конечно, витражи, сделанные по этой методике, существовали задолго до Тиффани.

Но использовать для оборачивания стекол липкую медную фольгу, а не свинец, как раньше было принято, предложил именно он. А главная же заслуга Луиса Тиффани в том, что ему удалось внедрить эту технологию в массы, в результате чего витражи Тиффани получили дальнейшее развитие.

Суть метода состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой. Затем все обернутые кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.

Этот способ нашел широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей.
Пример.

Стеклянная мозаика

Стеклянная мозаика имеет достоинства, которых нет, например, у покрытий из керамики и даже камня. Стекло - самый износостойкий и непористый материал, коэффициент водопоглощения которого равен нулю. Ещё это жаропрочный материал. Прекрасно выдерживающий температуру до 150*С.

Достаточно новая техника использование стеклянной мозаики при изготовлении современных витражей. Цветные и фактурные стекла, используемые при создании витража в технике стеклянной мозаики, исключают скрепление стёкол между собой при помощи свинцовых профилей. Это придаёт им изысканность и утончённость, добиваясь подбором цветных и структурных стёкол не только игры мозаично составленного панно, но и рельефного, объемного витража. Применяя за основу листовое или гнутое стекло и современные технологии можно добиться практически любой пластики линий, используя мелкие стёклышки. Правда, это достаточно трудоёмкий процесс подбора и подгонки цветных и рельефных стёкол сравним с игрой в составление картин из "пазлов".
Пример.

Классический витраж

Техника настоящего классического витража претерпела минимальные изменения. Технология основана на наборе рисунка из кусков окрашенного в массе стекла. Стекло, применяемое для витражей, бывает рифленое, достаточно грубой формы; специальное листовое цветное и гладкое тонированное, обработанное фацетированием. Стекло соединяется в единое целое полосой из мягкого металла, имеющего специальное сечение. Обычно применяют профиль "Н" образного сечения из свинца.

Затем места стыков профиля пропаиваются. Однако, в наше время, вместо свинцового профиля чаще используют латунный. И это вполне обоснованно, т.к. латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять. Витраж, исполненный в данной технике, подходит для заполнения больших по объему пространств. При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю.
Пример.

Комбинированные технологии

Любые комбинации выше перечисленных технологий.

Мы не рассказали о технология "кастинг", известная у нас как "муранское стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике "фьюзинга" рисунок на "муранском стекле" ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Так же в изготовлении витражей используют "деколи", это готовое переводное изображение, которое закрепляется на стекле и потом подвергается термообработке.

На современном этапе в распоряжении витражистов все многообразие технологий для изготовления витражей.

Галерея витражей
выполненные работы


Ниши


Окна


Двери


Перегородки


На главную | О компании | История витража | Технологии | Продукция | Материалы | Услуги | Цены | Дополнительная информация


© Дизайн Н. Маркалова 2005
При использовании материалов сайта ссылка на ООО "Витражи Урала" обязательна.
Комментарии и предложения по сайту